Что будет с пенсией

Политика »  

Автор совета: Артем Аленин Дата публикации: 07.03.2013

В большинстве развитых стран, как и в России, основной является солидарная пенсионная система. Такие системы работают хорошо, если в стране много работающих и мало пенсионеров. Однако тенденция такова, что населения России и всего мира быстро «стареет» и это значит, что система все чаще дает сбой...

Что будет с пенсией

Пенсионеров становится всё больше по отношению к работающим гражданам. В итоге на каждого пенсионера приходится всё меньше денег. Государство вынуждено сокращать пенсионные расходы (в Европе с этой целью повсеместно поднимают пенсионный возраст и сокращают пенсионные обязательства). Считается, что к 2030 году пенсионеров и работающих будет поровну (демографический крест).

Что будет с пенсией

Именно поэтому наше государство так усиленно ищет решение, чтобы и бюджет не пострадал и денег на всех хватило. Но увеличение пенсий повышает нагрузку на экономику. «Перегнуть палку» ни в том, ни в другом направлении нельзя - именно поэтому вокруг будущих реформ не утихают горячие споры.

Для решения этой проблемы предлагается сделать российскую пенсионную систему трехуровневой. База - государственная пенсия, обеспечит доход на уровне 40% от среднего заработка. 2-й уровень - корпоративные пенсии. Их сформирует, дополнительно заплатив, работодатель (возможно, совместно с личными отчислениями работников). Наконец, 3-й уровень - личные накопления, которые станут частной добавкой к пенсии (речь идет примерно о 5% от средней зарплаты).

Что будет с пенсией

Самая главная новация стратегии - новая пенсионная формула, в которой будет отражена зависимость пенсии от трудового стажа (сейчас минимальный стаж составляет 5 лет). Схематически ее назвали "40-20-40-20": если работник платит в течение 40 лет 20% от своего заработка, то получает пенсию в размере 40% от утраченного заработка в период выплат за 20 лет. Если начать работать в 20-25 лет, 40 лет стажа образуется к 60-65 годам. Правда, детали формулы еще уточняются: для того, чтобы ее утвердить, по словам вице-премьера Ольги Голодец, потребуется широкое общественное обсуждение.

Должна поменяться и тарифно-бюджетная политика. Пенсионный тариф должен стать единым для всех, уже с 2013 года начнут повышать процент отчислений для самозанятых. В конце концов индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы и прочие смогут платить на равных с наемными работниками - и тогда их пенсии будут адекватны остальным трудовым пенсиям.

Серьезно меняется институт досрочных пенсий. В ближайшее время предлагается ввести дополнительный тариф за "вредные" рабочие места, за счет которого будут получать пенсии отработавшие по 1-му и 2-му спискам. В перспективе все "вредные", "северные" и прочие льготные пенсии станут корпоративными - работодатель (возможно, вместе с личными взносами работника) доплатит за каждое "вредное" место.

Наконец, радикальные изменения должны произойти в накопительном компоненте. На 2013 год предполагается сократить накопительный взнос с 6 до 2% в пользу солидарной части, а в дальнейшем предоставить гражданам право выбора - направить 2% в накопительную часть или все 6% оставить в солидарной. То есть накопление станет не обязательным, как сейчас, а добровольным. Этот момент серьезно критикуется финансовыми структурами и работодателями. Кроме того, о важности аккуратного обращения с накопительным сегментом пенсионной системы говорил президент Путин, возвращая документ на доработку.

Для индивидуальных накоплений, кроме того, предполагается расширить инструменты - копить можно будет не только с помощью пенсионных фондов (как государственного, так и НПФ), но также при участии других финансовых институтов - банков, страховых компаний.

Долгое время единственным очевидным вариантом пенсионной реформы считалось повышение пенсионного возраста, поддерживаемое Минфином. Но от него отказались весной 2012 года - не исключено, что в первую очередь это было обусловлено позицией президента Владимира Путина. В последние месяцы камнем преткновения в правительстве стало именно сокращение накопительной части пенсии. СМИ сообщили о таких планах Минтруда еще в начале лета, но против выступили чиновники финансово-экономического блока, банки и НПФ. В Минфине настаивали, что необходимо стимулировать более поздний выход граждан на пенсию, что позволит уменьшить дефицит ПФР, а не сокращать накопительный компонент.

Один из основных аргументов финансовых чиновников - пенсионные накопления являются источником "длинных денег" и инвестиций, в которых нуждается российская экономика во время кризиса, а накопительную систему необходимо стимулировать, а не сокращать. НПФ неоднократно обращали внимание на то, что сокращение накопительного компонента до двух процентов - это фактически сворачивание накопительных программ, к которым в настоящее время население и так не проявляет достаточного интереса.

Одним из наиболее содержательных оказалось выступление главы Сбербанка Германа Грефа. В своем письме в правительство он заявил, что в тех демографических условиях, в которых окажется Россия через десятилетие (сокращение числа работающих при росте численности иждивенцев), существующая распределительная пенсионная система фактически работать не будет. Так, в ближайшие 13 лет численность трудоспособных граждан уменьшится на 11,5 миллиона человек, число детей вырастет на 2,5 миллиона, а пенсионеров - на 4 миллиона.

По мнению Грефа, планируемая реформа "загонит правительство в ловушку", и уже к середине 2020-х годов стране придется резко снизить размер пенсий. Кроме того, отменой накопительного компонента власти продемонстрируют инвесторам, что не в состоянии использовать единственный имеющийся в их распоряжении инструмент долгосрочных инвестиций, считает глава Сбербанка. В письме он напомнил также, что долговой кризис ударил в первую очередь по тем странам Европы, которые не имели накопительной пенсионной системы - Португалии, Италии, Ирландии, Греции и Испании.

В свою очередь, сторонники реформы обращали внимание на то, что большей частью пенсионных накоплений управляет ВЭБ, который инвестирует эти деньги в государственные долговые облигации. Получается, что правительство собирает налоги с граждан, а потом само себе дает их в долг. И хотя это кажется неестественным и неправильным – так делают многие страны, ведь таковы условия рыночной экономики. Кроме того, по расчетам Министерства труда, из-за низкой доходности накоплений и неэффективности управления ими пенсия тех, кто копил, будет на 24 процента меньше, чем у граждан, отдающих все в страховую часть и таким образом увеличивающих обязательства государства перед собой.

В то же время, по мнению бывшего министра финансов России Алексея Кудрина такие расчеты выглядят сомнительно. По выкладкам Центра стратегических разработок, даже при максимально консервативной доходности накоплений в три процента сверх инфляции (сопоставимо со ставками по банковским депозитам) пенсия будет выше на 10 процентов. Кроме того, страховая часть представляет собой не реальные деньги, а обязательства государства, рост которых может привести к коллапсу всей пенсионной системы, как это произошло с вкладами Сбербанка в 1990-е годы.

Пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков 1 октября 2012 года сообщил, что предложенный правительством проект будет подвергнут экспертной оценке. Не совсем понятно, что под этим имеется в виду: о предложениях стало известно несколько месяцев назад и свое мнение высказали все, кто мог. Возможно, в Белом доме и Кремле сохраняется неуверенность в правильности действий, которая наблюдалась на протяжении всего процесса подготовки пенсионной реформы. По данным деловых СМИ, обсуждение предложенного правительством варианта действительно продолжается, но и других схем не предлагается. В то же время сам Путин, отчитывая министров 19 сентября 2012 года, заявил, что пенсионная реформа должна быть учтена в бюджете на 2013 год.

Несмотря на выступления учёных, политиков и министров, предложенный вариант, скорее всего, и окажется конечным. Это объясняется политической конъюнктурой: сократить дефицит ПФР, который очень опасен во время кризиса, можно только за счет получателей пенсии, а поднимать пенсионный возраст просто опасно. В свою очередь, от сокращения накоплений в основном пострадает молодое поколение, так как их фактические деньги, которые планировалось вкладывать в активы, будут превращены в виртуальные. Но оно выйдет на пенсию уже при другом правительстве, а в настоящее время не проявляет большого интереса к накопительной системе. И даже если прогнозы Грефа и его единомышленников сбудутся, через двенадцать лет состав министров и характер отношений в сфере экономики и пенсионного обеспечения может сильно изменится.








Последние советы раздела «Политика»:

Как вести себя в условиях информационных войн
Что происходит в Киеве
Запретят ли в России курение и алкоголь
Почему посадили Берлускони
Почему люди не любят политиков
Что такое ВТО





Комментарии совета:

Комментариев к этому совету пока нет


Добавить комментарий

Имейте, пожалуйста, ввиду, что любые ссылки, html-теги или скрипты, будут выводиться в виде обычного текста - бессмысленно их использовать. Комментарии, содержащие нецензурные выражения, оскорбления, флуд и рекламу будут немедленно удалены.


В целях предотвращения спама в комментариях, сделайте, пожалуйста, два действия:

1. Напишите столицу Франции (с заглавной буквы)

2. Введите сумму чисел: 2 + 84 =

Вам помог этот совет? Вы можете помочь проекту, пожертвовав на его развитие любую сумму по своему усмотрению. Например, 20 рублей. Или больше :)