Кто такой Далай-лама

Общество »   Религия

Автор совета: Ольга Андросова Дата публикации: 09.01.2015

Буддизм считается одной из древнейших религий мира. Она возникла предположительно в VI веке до нашей эры в Индии и с тех пор распространилась почти на всю Азию, но имеет последователей и в западном мире. В ней заложено религиозно - филисофское учение о духовном преображении, в котором жизнь видится "такой, какова она есть". В современном буддизме много течений и направлений.

Далай-лама XIV Тэнзин Гьяцо

Основное число буддистов живёт в странах Восточной, Южной и Юго-Восточной Азии: Индии, Непале, Бутане, Лаосе, Вьетнаме, Камбодже, Мьянме, Таиланде, Японии, Корее, Монголии. Среди них около миллиона буддистских монахов.

В России также есть два традиционно буддистских региона - Калмыкия и Бурятия. А в США мода на буддизм дошла даже до Голливуда – многие известные актеры, такие, например, как Ричард Гир и Стивен Сигал, считают себя буддистами.

Далай-лама - монах из Тибета. Там в 15 веке буддизм принял форму ламаизма. Название этого направления происходит от слова "лама", означающего тибетского монаха (священника) и переводится буквально - "выше всех", подразумевая, естественно, духовную высоту.

В середине 16-го века в Тибете был установлен титул Далай-ламы, а в середине 17-го века - титул Панчен-ламы (второй по рангу лама). Вся власть сосредоточивалась в руках этих двух верховных руководителей.

В середине 16-го века Тибет, при поддержке монгольского князя, имевшего в те времена большое могущество, фактически становится самостоятельным государством. Далай Лама V становится полновластным правителем Тибета, объединяя в одном лице духовную и светскую власть. Именно этот лама стал основателем всемирно известного царского дворца и одновременно храмового комплекса Потала и по сей день являющегося основной достопримечательностью неофициальной (а наши дни) столицы Тибета города Лхасы.

Потала

Государство Тибет, несмотря на подверженность, казалось бы, самой миролюбивой религии, было очень закрытым и жестким. Попытки проникновения в него европейцев присекались - их просто убивали. В монастырях царили жестокие обычаи, когда, например, под краеугольный камень нового монастыря клали ламу-подростка. Предварительно его вводили в состояние летаргического сна и без его ведома заживо хоронили под каменной плитой.

В 16 веке оформилась теория перевоплощения высших лиц буддийской иерархии, по которой они, умирая, перевоплощаются в младенца. После смерти очередного верховного главы, находят ребенка, в которого вселилась личность умершего. Проводится процедура строгой проверки (ребёнок должен признать своими личные вещи умершего). После этого ребёнок провозглашается очередным Воплощением.

И это один из немногих примеров в современной истории человечества, когда глава государства не наследовал свой титул и не получал его в результате выбора господствующих элит или сообщества свободных граждан, а выбирался неким таинственным образом среди всего населения страны и часто происходил из бедной семьи.

В 1909 году в маленькую деревню Такцер на северо - востоке Тибета, находившуюся под контролем Китая, посетил Далай-лама XIII. Он сказал, что хотел бы вернуться туда вновь, так как ему понравилось место. В 1937 году, после его смерти, в эту деревню пришла группа лам, искавшая перерождение Далай-ламы XIII. Выбор пал на мальчика Лхамо Дхондруп, который родился 6 июля 1935 года в семье простых крестьян. Были проведены испытания и Лхамо Дхондруп был признан воплощенцем Далай-ламы XIII, став очередным, четырнадцатым и, на сегодня, последним, Далай-ламой. После длительных переговоров между правительством Тибета и местной администрацией в октябре 1939 года мальчик покинул родительский дом и направился в Лхасу.

Лхамо Дхондруп

Церемония возведения на престол Далай-ламы XIV, получившего новое имя Тэнзин Гьяцо, состоялась 22 февраля 1940 года. Святейшество Тэнзин Гьяцо обучался по традиционной системе в Потале и Нор-бу Линге, проживая в своих зимней и летней резиденциях. У него было два официальных наставника. В программу входили  "5 больших" и "5 малых" наук. Дальше он прошёл сложную систему обучения, в возрасте 24 лет сдав экзамены на степень Доктора богословия в трёх крупных монастырских университетах. Завершающие экзамены Тэнзин Гьяцо  блестяще сдал в присутствии двадцати тысяч учёных монахов и получил звание Доктора богословия.

После китайской революции середины 20-го века китайские власти начали активную политику в отношении Тибета. Китайское правительство настаивало на том, что Тибет является частью Китая и в  1950 году они ввели на Тибет свои войска и дали региону статус Тибетского автономного района Китая.

 В марте 1959 года началось восстание против китайской оккупации в Лхасе. Произошли вооружённые столкновения между частями китайской армии и тибетским населением. Далай - Лама XIV всегда исходил из концепции ненасилия. Чтобы избежать кровопролития, он покинул Лхасу. Его самого и ещё 78 тысяч духовных последователей приняли в Индии.

Однако без кровопролития все равно не обошлось. Из-за активного сопротивления тибетцев, Китай действовал очень жестко - были уничтожены сотни тысяч монахов, с 1955 по 1970 год в Тибете были разрушены многие монастыри, была под запретом сама религия.

Это официально принятая история, получившая свое широкое распространение на Западе. Однако на этот вопрос есть и другая точка зрения. Вот что, например, пишет известный российский политический обозреватель Всеволод Овчинников, с 1953 по 1960 годы работавший спецкором газеты «Правда» в Китае:

«В 1955 году Тибет предстал моим глазам как заповедник Средневековья. Кроме пашен и пастбищ монастыри владели также земледельцами и скотоводами. Перенестись во время Марко Поло было интересно. Но больше, чем экзотика, поражала средневековая жестокость. Кроме религиозного фанатизма феодально-теократический режим держался и на поистине бесчеловечных методах подавления. Я был потрясен, увидев, как трех беглых рабов сковали за шею одним ярмом, вырубленным из цельного деревянного ствола.

Китайцы начали с тактики "добрыми делами обретать друзей". Направляя на места врачей, ветеринаров и агрономов, они действовали только с согласия владельцев крепостных. Растущие симпатии местных жителей, видимо, и побудили реакционные круги Тибета в 1959 году решиться на мятеж. Вооруженные выступления были подавлены. Далай-ламе и тысячам его сторонников пришлось бежать в Индию.

Мятеж круто изменил жизнь тех, кто бежал, и тех, кто остался. В заоблачной Шамбале было покончено с рабством. Земледельцев и скотоводов освободили от крепостной зависимости. Им безвозмездно передали пашни и пастбища, на полвека освободили от налогов.

Став свободными тружениками, тибетцы сумели утроить сборы зерна, поголовье скота. Средняя продолжительность жизни населения увеличилась с 36 до 67 лет. Если во время моего первого приезда в Тибете насчитывалось около миллиона человек, то ныне его население приблизилось к трем миллионам. Китайцев в автономном районе - 90 тысяч (то есть всего 3 процента). Там, где полвека назад было 150 тысяч монахов, теперь насчитывается 150 тысяч школьников. В некогда поголовно неграмотном краю 86 процентов детей учатся в школе».

Так или иначе, Тибет стал проблемой в мировой политике на многие десятилетия, а его верховный правитель Дала-лама XIV покинул свою родину и живет в изгнании на севере Индии в городке Дарамсала, в скромной резиденции, откуда ведёт активную работу, выступая за взаимопонимание между народами и последователями разных  религий. За эту деятельность в 1989 году ему была присуждена Нобелевская премия мира.

Далай-лама XIV посетил множество стран и встречался  с политическими деятелями, с духовенством разных религиозных конфессий, деятелями культуры, бизнесменами. Встречался с Римским Папой Павлом VI, несколько раз встретился с Римским Папой Иоанном Павлом II. Нынешний Римский Папа отказал ему во встрече, ссылаясь на отношения с Китаем. Правительство Китая очень нервно относится к встречам глав государств и различных религиозных конфессий с диссидентствующим Далай-ламой. По-сути, такая встреча неизбежно ведет к охлаждению отношений с Китаем в политической и экономической сферах. А так как Китай с годами приобретает все больший вес в мировой политике и экономике, ссориться с ним не много желающих и потому встречи с Далай-ламой на официальном уровне в мире редки и будут еще реже.

Так, несмотря на то, что Далай-лама является объектом почитания почти полутора миллионов российских буддистов, правительство России отказывает ему в визе с 2004 года. До этого времени он трижды посещал нашу страну, но, по мере того, как росла значимость российско-китайских отношений, значимость визитов Далай-ламы в Россию падала и была вовсе прекращена в 2004 году.

Далай-лама в России

Далай-лама XIV издал 17 своих книг, в том числе труды по буддийской философии. Его книги и проповеди посвящены идее ненасилия и миру. В речи "Всеобщая ответственность  и милосердие" (1973 г) он сказал:

«Сегодня мир стал теснее и ещё больше зависит от каждого. Национальные проблемы не могут быть решены полностью одной страной. Таким образом, если нет чувства личной ответственности за всех, существует угроза нашему выживанию. По существу, ответственность за всех - это умение чувствовать страдания других людей также, как вы чувствуете свои страдания. Следует понять, что нашими врагами тоже движет идея поисков счастья. Все живые существа хотят того же, чего хотели и мы».

Выбранный в 1995 году в качестве Панчен - ламы 6-летний мальчик был заключён в тюрьму в Китае, с тех пор о нём ничего неизвестно (такая же судьба постигла и его родителей).

И потому не ясно, будет ли выбрано Воплощение Далай-ламы XIV после его смерти, то есть сохранится ли традиция или уникальный опыт выбора и правления Тибетом Далай-ламами исчезнет навсегда.

В европейском мире многие считают Его Святейшество Далай-ламу XIV «главным буддистом всех времён и народов». В буддистском обществе положение человека определяется его духовными делами и заслугами. И потому, безусловно, буддизм будет жить и без Далай-ламы. В отличие от других религий, роль личности в нем не важна и потому буддисты не устраивают терактов за гонения на Далай-ламу, их чувства нельзя оскорбить внешними действиями. У каждого из них внутри - целая вселенная.








Последние советы раздела «Общество»:

Что будет, если не платить по кредиту
Что лучше: кредит или займ
Что такое материнский капитал
Зачем нужен полис ОМС и как его получить
Как выиграть суд без адвоката или представителя
Что изменилось в России с 1 января 2014 года
Когда начнется олимпиада в Сочи в 2014
Как выбрать надежный банк
Как сменить мобильного оператора с сохранением номера
Чем опасны общественные туалеты





Комментарии совета:

Комментарий добавил(а): Влад
Дата: 10.04.2016

Ужасы про закладку подростков под новые монастыри и рабов в Тибете — давнишняя китайская пропаганда из Красного информагенства Синьхуа 50-х годов. Собкор "Правды" в Китае, в то время, пока еще хрущевский СССР дружил с КНР также НЕ МОГ написать ничего другого, кроме "освобождения Тибета от гнета доблестными солдатами Мао". Через несколько лет, когда произойдет ссора, "Правда" начнет писать уже про зверства Мао и его "военщины". К слову, за время правления Мао Цзедуна, в Китае, от голода и репрессий погибло по официальной современной китайской версии ок. 20 миллионов человек. По неофициальным данным китайских историков - 40 миллионов. И получается, только Тибет, по версии газеты "Правда" 50-х годов расцвел и стал сытым благодаря Мао...))

Добавить комментарий

Имейте, пожалуйста, ввиду, что любые ссылки, html-теги или скрипты, будут выводиться в виде обычного текста - бессмысленно их использовать. Комментарии, содержащие нецензурные выражения, оскорбления, флуд и рекламу будут немедленно удалены.


В целях предотвращения спама в комментариях, сделайте, пожалуйста, два действия:

1. Напишите столицу Франции (с заглавной буквы)

2. Введите сумму чисел: 60 + 0 =

Вам помог этот совет? Вы можете помочь проекту, пожертвовав на его развитие любую сумму по своему усмотрению. Например, 20 рублей. Или больше :)